АВИО-ТУРНИР И ТРИУМФ АЭРОПЛАНА
„Я еще не так стар,— могу подождать немного", рил В. Райт нетерпеливой французской публике, пившейся кругом его ангара, когда его просили^пос полетать. Американец выходил в воздух лишь при
і погоде и ограничивался одними опробованиями самоа. Только в сентябре 1908 г. Райт счел свою птицу овой окончательно и в середине месяца побил все опейские рекорды, продержавшись в воздухе непре — ІНО в течение 39 минут.
А на следующий день, 17 сентября 1908 г., пришла альная весть из Америки. Орвиль Райт, младший
59. Французская карикатура 1908 г.; воздушная дуэль между Вильбуром Райт и Анри Фарманом. |
, испытывавший там вторую машину для американской и, потерпел аварию и при падении сильно поранился, о нремя как его пассажир, лейтенант Сельфридж, ока — убитым на месте. Такая неудача была тем более иданной, что в течение недели перед тем О. Райт ал несколько прекрасных полетов длительностью е часа.
Райт после этой вести просидел, запершись в сарае, е сутки, а потом приступил к сдаче своего самолета
на договоренных условиях. Летая один, он покрыл станцию в 66,6 км непрерывно в 1 ч. 31 м., а в октя совершил несколько часовых полетов с пассажирам поставил рекорд высоты, поднявшись на 118 м. Э
Рис. 60. Моноплан Блерио совершает первое круговое путешествк аэродрома (31 X. 1908 г.). |
год, 1908-й, был закончен им продолжительным пол в течение 2 ч. 20 м. на дистанцию 125 км, за что ему присужден приз Мишлена в сумме 25.000 фр.
Что касается до французских аэропланов, то к нг 1909 г. и лучшим из них было еще далеко до ра ской машины. Правда, отважные французы, горя желі показать, что и они не хуже, рисковали гораздо бо,
мог себе позволить В. Райт. Так, 30 октября 1908 г. Ф а р м а н совершил первый перелет вне аэродрома із одного города в другой на дистанцию в 27 км, а на дующий день примерно такое же путешествие сделал Блерио, с возвращением в место вылета (см. рис. 60). лишенные органов поперечной устойчивости, фран — ские аэропланы боялись малейшего ветерка и потому ■али непосредственно у земли, обычно всего на &10 метрах („брили землю", по французскому выраже — рекордом высоты их было всего 25 метров. Непосредственное знакомство европейских авиоработ — :ов с достижениями бр. Райт привело к тому синтезу, орый только и был нужен для аэроплана, практически влетворяющего всем основным требованиям управляете и устойчивости. Французы сразу стали вносить вой конструкции усовершенствования для обеспечения овой устойчивости, и это быстро улучшило лётные єства их машин. Блерио, подобно бр. Райт, применил воем моноплане перекашивание крыльев. А. А. Фар — ввел особые крылышки боковой устойчивости (э л fain ы) по концам главных крыльев, что получило потом бщее распространение.
С другой стороны, знаменитый „хвост Пен о“, ко — ый был у всех французских птиц, выявил и свои [имущества сравнительно с бесхвостой райтовской маши — которая при неполной продольной устойчивости летала волнистой траэктории, порхая, как мотылек. 1 Более Іктичньїм оказалось и французское шасси с колесами.
11 Для планера, время летания коего исчислялось тогда в пределах I й минуты, это не играло роли. Но для аэроплана необходимость I яженного внимания за продольной устойчивостью, с постоянным І гнием на рулевой рычаг, — была большим недостатком.
т
Взаимный обмен наилучшими достижениями с обеих сторон вполне определил физиономию аэроплана. Крылья для человека были, наконец, созданы; им оставалось только опериться.
Рис. 61. Современная германская карикатура. Современный Икар выслушивает от своего отца Дедала такое наставление: Помни, сын мой, что в своем полете ты должен строго соблюдать в отношении к солнцу те предельные дистанции, которые установлены международными правилами воздушного сообщения". |
Но и это „тольк о“ потребовало еще большой напря женной работы, поглотившей много жертв.
*
Весь 1909-й год прошел в угаре и упоениях от пер вых воздушных побед. Вслед за Францией и другие странь
стали отдавать заслуженную дань зародившемуся авиационному спорту, который отважно повел за собой авиотех — нику. Аэроплан одерживал блестящие победы на всех фронтах. И вотще шипели некоторые авиоизобретатели, шедшие другими путями, что человеку все же нужны какие-то иные крылья, так как аэропланные по своему іринципу недостаточно совершенны: на них нельзя, напр., исеть в воздухе неподвижно или подниматься вертикально шерх.
Однако, самолеты, основанные на других методах леханического летания, — геликоптеры и ортоптеры, — :трудом и до сих пор добились лишь простых отрывов зт земли. .
А аэропланы победно торжествуют везде, — как в военком деле, так и в самых различных отраслях культурного фименения.
Человек нашел, наконец, свои крылья!